Диалектика в социальной сфере

Рассмотрим основные положения марксистской диалектики о законе единства и борьбы противоположностей. Скачок и есть разрешение этого противоречия. Рассмотренный нами закон перехода количественных изменений в качественные есть также одно из выражений развития через противоречия. В гегелевской диалектике отведено большое место противоречию, борьбе противоположностей как источнику развития. Метафизическому взгляду на мир, отрицающему противоречия как источник развития в объективном мире, марксистская диалектика противопоставляет свое учение о единстве и борьбе противоположностей.

Это же характерно и для реформистов, оппортунистов, выступающих в рабочем движении. Борьба этих противоположных тенденций, заключающаяся в самих предметах, явлениях объективного мира, составляет источник, движущую силу их развития. В гегелевской диалектике при наличии гениального положения о том, что противоречие движет вперед, существует тенденция к примирению противоположностей.

Настоящая глава посвящена рассмотрению этого закона. Мы видели, что нарастание количественных изменений вызывает противоречие между количественной и качественной определенностью предмета. Разрешение этого противоречия требует выхода за пределы старого качества, образования нового качества, без чего невозможно дальнейшее развитие.

Диалектика в социальной сфере

Он лежит в основе взаимоотношения содержания и формы предметов, сущности и явления, случайности и необходимости и т.д. Его роль и значение определяются тем, что он вскрывает внутренние источники и импульсы развития. Поэтому отношение к данному закону является оселком, на котором проверяется научность и жизненность той или другой теории развития. Если, заявлял он, «нельзя говорить верно, вместе утверждая и отрицая что-нибудь, то невозможно также, чтобы противоположные определения вместе были даны <в чем-нибудь>…»95.

Основные законы диалектики

Эту идею в древности развил греческий философ Гераклит. Он учил, что все существует и в то же время не существует, так как все течет, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения96.

В сохранившемся фрагменте «О природе» Гераклит высказывает глубокую мысль об источнике движения, развития: «Все происходит через борьбу»98. Современные буржуазные философы изо всех сил стараются опровергнуть учение диалектики о противоречиях.

С их точки зрения, противоречия могут существовать лишь в мышлении. Другие, видя противоречия и даже подчеркивая их значение, переносят их разрешение в область религии. Наиболее типично для буржуазных философов стремление затушевать противоположности и борьбу между ними, отстаивание идеи о примирении противоречий. Если предмет, явление воспринимается нами как абсолютное тождество, то задача науки состоит в том, чтобы преодолеть эту ошибку сознания и вскрыть внутренние противоречия предмета.

Только через раскрытие внутренних противоречий можно познать предметы, их сущность, законы их развития. Успехи науки в последние десятилетия дают поразительные примеры, подтверждающие правоту диалектики. Чем глубже наука проникает в сущность явлений природы, тем явственнее выступает их внутренне противоречивый характер. Особенно показательны в этом отношении достижения атомной и ядерной физики.

2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Это подлинный триумф диалектики. Каждое из них есть иное другого, отрицание его, и в то же время его собственное существование обусловлено этим другим. Внутреннее противоречие можно видеть на примере простейшего вида движения – перемещения тела в пространстве. Движение есть явное противоречие. Критики диалектики неоднократно пытались опровергнуть этот противоречивый характер движения.

Отдельные точки пространства не только отделены друг от друга (прерывность), но и связаны между собой, и эта связь есть не что иное, как непрерывность пространства. Движение, – писал Ленин, – есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Положение о том, что движущееся тело в каждый момент времени находится лишь в данной точке пространства, омертвляет движение.

Это и значит, что борьба противоположностей есть движущая сила развития. Но они категорически отвергают возможность внутренних противоречий в одном и том же предмете, явлении, процессе. Как будет показано в следующей главе, без закона единства и борьбы противоположностей невозможно понять и сущность закона «отрицания отрицания». Отсюда вытекает огромное значение борьбы противоположностей в развитии. Ленин называет учение о противоречиях «ядром» марксистской диалектики, дающим ключ к пониманию всех сторон и моментов развития.

Читайте еще:

И еще интересно: