Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией

Проявляется алалия поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, бедностью словарного запаса, нарушениями слогового строения, фонематических процессов и дефектами в звукопроизношении. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями.

Некоторые авторы пытаются дать более тонкую классификацию форм алалии. Особенности личности моторного алалика выражаются в некоторой заторможенности или, наоборот, в повышенной возбудимости и в сенситивности (нерешительности, обидчивости). Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора.

Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией

В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм.

По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов. Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер.

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Размещение публикации и получение свидетельства в электронном виде абсолютно бесплатно. Это происходит из-за повреждения коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины — петля Гешля), где осуществляется первичный анализ речевых звуков. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико, а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениями затруднены.

Симптомы моторной алалии

Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей ссенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельное охранительное торможение в коре головного мозга и недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады, выключаются из деятельности. Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, но повторения являются нестойкими.

Пассивный словарь ребенка часто неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях. Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям.

I.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. II уровень речевого недоразвития

Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, правильно реагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков.

Читайте еще:

И еще интересно: