Медицина в государствах Средней Азии (X-XII вв.)

История медицины яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Предлагаемый вашему вниманию учебник составлен на основе «Программы по истории медицины для студентов медицинских институтов», утвержденной Министерством здравоохранения СССР (1988). Вот почему изучение развития медицинской науки и практики на современном этапе в задачи (и программу) преподавания дисциплины история медицины не входит и в данном учебнике не освещается.

Описание: «История медицины» — это учебник для студентов младших курсов медицинских учебных заведений, а также для врачей, которые, должны представлять прошлое медицины. В них не упоминается о другой, не менее значимой, а прогностически самой важной функции — охране и укреплении здоровья здоровых (т.е. не патологии).

Тем не менее, как уже отмечалось, в медицине до сих пор преобладает патологический аспект, хотя в последнее время все больше говорят о профилактике и даже социально-профилактическом направлении.

В действительности это разные категории. В событиях прошлого они смогут найти необходимые для их работы сведения, например рецепты, рекомендации по лечению, известные еще со времен древней медицины. Данная проблема неоднократно обсуждалась специалистами и членами научного общества историков медицины.

В учебник введен обширный новый научный материал, ибо, как отмечал Н. И. Пирогов, «учебное без научного, как бы ни была привлекательна его внешность, только блестит». Изменены устаревшие представления, не соответствовавшие современному уровню науки. Материалы учебника обобщены в авторских, схемах и таблицах.

Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры. Во-вторых, достоянием археологии становится лишь то, что сохраняется в земле в течение тысяч и миллионов лет (предметы из дерева, кожи, коры или растений не сохраняются).

В 1892 г. во время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява голландский врач и анатом Ю. Дюбуа (Eugene Dubois) обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека – питекантропа. Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях.

Медицина в государствах Средней Азии (X-XII вв.)

Первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества. В силу неравномерности исторического развития переход к классовому обществу и связанное с ним развитие письменности у разных народов происходили не одновременно.

Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно. Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и поэтому не может называться «примитивной медициной».

Медицина классического периода (V-IV вв. до н. э.)

Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций, классовых обществ и государств. Плодородная долина нижнего Евфрата в Передней Азии (так же, как, и долина р. Нил в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций.

Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском).

Источники по истории первобытной эры и первобытного врачевания

Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Вавилоняне считали, что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве со всем окружающим миром, т. е. Вселенной. По велению царя клинописные таблички переписывались во всех подвластных ему территориях и свозились в Ниневию. Умение писать сделало Ашшурбанапала „самым выдающимся из писцом“, и он намеренно подчеркнул в одной из своих табличек: „Из предшествующих мне царей никто не овладел этим искусством“.

На протяжении веков в культуре и качественно-научных знаниях Ассирия поддерживалась в основном вавилонских традиций. Гула в переводе с шумерского означает „Великая“. Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. В целом идеология древней Месопотамии была религиозной и носила обрядово-магический характер.

Ее влияние на развитие эмпирических знаний (и врачевания в том числе) со временем становилось все более ощутимым. К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. Asutu – искусство врачевателей) и ашипуту (аккад.

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

Сложность и грандиозность данной информации также стали причиной того, что XX столетие обычно не включают в учебные курсы истории медицины. Несмотря на это обстоятельство, учебник остается кратким пособием для изучающих историю медицины. Безусловно, исторический путь медицины состоял из событий и этапов борьбы с болезнями, и в этом смысле история медицины фактически сводилась к истории патологии.

Читайте еще:

И еще интересно: