Отношения со сверстниками от 3 до 7

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. Если да, то какие у них отношения и достаточно ли времени они проводят вместе? Кого хотела мама — сына или дочку? Как это отражается на ее отношении к ребенку?

Дети — это маленькие взрослые. Но таких детей немного, к тому же и у них все-таки есть свои предпочтения. Большинство детей предпочитают играть со своими сверстниками. Такой выбор подкрепляется и современной практикой посещения детского сада, где ребенок общается преимущественно только в своей группе, где собраны его ровесники. Возясь с малышами, дети осознают и этапы собственной жизни, ощущают ее целостность и постоянство своего развития.

Кого ваш ребенок выбирает в качестве партнера для игр? А вы задумывались, почему именно на этого мальчика или девочку пал его выбор?

Как вы видите, общение с младшими детьми может быть не только приятным, но и полезным. Однако, если ваш ребенок отдает ему абсолютное предпочтение и практически не играет со своими сверстниками, это должно привлечь ваше внимание.

В любом из этих случаев ваш ребенок нуждается в помощи чуткого и умного взрослого. Если родители не смогут сами разобраться в сложившейся ситуации, то следует привлечь к этому педагогов и детского психолога. Среди «домашних» детей можно встретить и таких, которые предпочитают играть только со взрослыми.

В конце концов, вырастая, такие дети вполне смешиваются с другими взрослыми, а в плане карьеры иногда и опережают их. «Взрослость» уравнивает всех. Но это только внешне!

Е. Е. Сапогова (Тульский госуниверситет)

Все эти различия влияют на то, с кем приятнее играть ребенку. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы. Команды опять поочередно отвечают на него (мальчики — о девочках и наоборот). Психолог (воспитатель) подводит итог, обсуждая вместе с детьми, что хорошо быть и мальчиком, и девочкой. Это занятие полезно как для выявления детей с трудностями идентификации, так и для выделения и обогащения имеющихся у детей полоролевых представлений.

И это далеко не полный перечень. Поэтому и у них выбор товарищей по игре может быть связан с самыми разными причинами. А свойственное детям непостоянство связей и недостаточное овладение элементарными навыками общения усложняет анализ их взаимных выборов еще больше. Конечно, бывают такие общительные дети, которые легко идут на контакт с любой возрастной категорией и успешны практически в любых ситуациях общения.

Это вполне естественно, так как уровень их развития находится примерно на одном уровне и интересы чаще совпадают. Некоторые дети больше любят играть со старшими товарищами.

Игра может быть использована и в парном варианте (ребенок-ребенок, взрослый-ребенок)

Однако причина более успешного общения со старшими детьми может крыться и в другом — в недостаточно хорошо развитых способностях ребенка к общению «на равных». Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию общения, но только с ребенком. В нем вы будете чувствовать себя «выше» и «умнее», что позволит вам набраться терпения и быть снисходительными ко многим негативным проявлениям ребенка. При этом девочка все равно отождествляется с мамой, бабушкой, учительницей или старшей сестрой.

Нередко такие ситуации возникают, когда ребенка не принимают его ровесники. Зачастую эти ребята имеют хорошо развитую «взрослую» речь (в которой употребляют термины и сложные обороты), «степенное» поведение и весьма интеллектуальные увлечения.

Соответственно, впервые попавший в такие условия ребенок, особенно тревожный, вряд ли найдет такую игру забавной и бросится в нее «с головой»

Умственное развитие такого ребенка часто действительно опережает развитие его ровесников (так как он все время общается со взрослыми), но какой ценой это дается? Эмоциональному развитию детей следует придавать не меньшее (а в дошкольном возрасте даже большее) значение. Умники и умницы, о которых здесь идет речь, как правило, с детства лишены возможности общения с другими детьми.

Некоторые родители скажут об этом: «Вот и хорошо! Зато освободится время на более полезные занятия и на общение с достойными взрослыми». Может быть, это и не трагедия. В памяти ребенка, когда-то проказничавшего с другими детьми, есть такой этап, как детство, а ребенок, игравший только со взрослыми, всегда по сути был взрослым.

Игры мальчиков уже на этом этапе становятся более шумными и подвижными, чем игры девочек. Играя с детьми того же пола в игры, имитирующие действия взрослых соответствующего пола, ребенок укрепляется в своей будущей роли мужчины или женщины. Если вы заметили, что мальчик играет в куклы, это, разумеется, еще не значит, что у него есть трудности в развитии. Дети этого возраста очень склонны к подражанию в игре, поэтому мальчик просто может копировать действия девочек.

Взаимные симпатии уже не принято выражать открыто, поэтому отношения между полами иногда напоминают боевые действия с настоящим «полем брани» и вылазками в тыл противника.

И еще интересно: