СКАЗАНИЕ О БАДРИ, УСИПИ И АМИРАНИ

Вышел Усиби, прорвал одну цепь и подошел к Кеклуц-царю. Вот идет ангел, спросил и он ребенка. Подал ему Амирани руку. Попросил Андрероб Амирани взять с собой его сына и не предавать его, как брата его любить. Если бы дали ему дожить до срока во чреве матери, он бы и бога поборол; теперь же он будет слабее.

Дали — богиня, покровительница охоты и охотников. Живет она вдали от взора людей, на неприступной белой скале, и пробраться к ней удается лишь наиболее отважным охотникам. Самый совершенный образ этой богини в грузинском фольклоре предстает в эпосе об Амирани и хороводных балладах Сванети. Она обладает свойством обращения в животных и птиц. Дарджелани — имя охотника, в некоторых вариантах он фигурирует как отец Амирани.

Это слово встречается в сванском фольклоре и не характерно для фольклора низменных районов Грузии. Андрероби — то же, что и дэв Мераби, в данном тексте представлен в виде нарта. Упоминание его в эпосе об Амирани свидетельствует о распространении в Грузии нартского эпоса народов Северного Кавказа.

СКАЗАНИЕ О БАДРИ, УСИПИ И АМИРАНИ

Он часто ходил в лес на охоту. Однажды подошел охотник к этой скале, и послышалось ему, словно где-то женщина кричит. Вернулся охотник домой, а дома у него жена очень злая и вдобавок хромая. Сказал охотник жене, чтоб приготовила ему еды — назавтра в дорогу, сам пошел к кузнецу и заказал ему побольше долот да молот железный.

Вскарабкалась она по ступенькам на верхушку скалы и вошла в пещеру. Проснулись Дали и Дарджелан. Слушай и исполни все, что я скажу. Как достанешь из моего чрева сына, три месяца храни его в телячьей требухе, чтобы вылежал и выгрелся он так, как ему во чреве матери вылежаться не пришлось. Там найдет его и окрестит тот, кому должно. Настояла на своем Дали, и пришлось ему сделать все, что она велела. Рассердился Амирани, встал, схватил насмешников, стукнул их лбами друг о друга, перебил им всю посуду и прогнал.

Джульетта (балет «Ромео и Джульетта», музыка С. Прокофьева)

И жена Иамана рада: будет мальчик качать ее Усиби и Бадри. Прошел день — ничего. На другой день вышла жена Иамана коров доить, уложила сыновей Усиби и Бадри в колыбель, а Амирани посередке усадила и велела ему укачивать детей, чтоб не плакали. Радуются Иаман и жена его, что у их сыновей такой славный товарищ растет.

Если вы такие молодцы, — узнайте, почему ваш отец Иаман слеп на один глаз, и расправьтесь с его обидчиком. Дважды отвечала так мать, а в третий раз, чтобы выпытать у нее правду, придумали Амирани, Усиби и Бадри такую уловку: вернулись они домой сердитые и велели ей выпечь им всем троим горячие хачапури.

Как услышали это Амирани и сыновья Иамана, тотчас встали и собрались в путь — воевать с тем дэвом. Попросили они Иамана достать им лук и стрелы из чистого железа. Достал Иаман. Взяли лук, попробовали — не выдержал лук руки Амирани и сломался. Наутро все трое отправились воевать с дэвом. Шли, шли — увидели в поле одного дэва. У дэва чудесный яблоневый сад, под яблонями и овечьи отары его пасутся.

Усиби и Бадри долго старались, ни одного яблока не сбили. Пустил стрелу Амирани, все яблоки с одной стороны яблони сбил и на другую сторону этой же яблони забросил. Ничего не сумели Усиби и Бадри. Амирани сперва заставил подняться всех овец, потом как ударит их оземь — чуть всех не перебил.

Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия

Поднес Амирани меч к дэву, приложил к его шее, стал меч резать сам, и замахиваться не пришлось. Что с собой взяли — взяли, остальное там оставили и дальше в путь отправились. Подошел дэв к Амирани, раскрыл пасть и проглотил его. Проглотил и пошел домой. Усиби и Бадри там остались.

А Усиби и Бадри стоят под окном дома, слышат все, что мать с сыном говорят. Взял Амирани и заложил ему бок деревянной заслонкой. Отыскал Амирани глаз и взял с собой. Дэва там бросили, сами домой вернулись. Захотелось. Амирани пойти и повоевать еще с кем-нибудь.

А дочь свою Кету он держит в башне, и башня цепями к небу подвешена. Оставили они дэвов и пошли в страну Кеклуц-царя. Срезала она косу и проложила ее мостом через море. Прошли по мосту раньше Усиби и Бадри, потом Амирани.

Но только дошла она до середины моря, хватил Амирани по косе своим мечом, перерубил ее, и упала женщина-дэв в море. Так Амирани во второй раз нарушил клятву Христом. Обещал Амирани и Христом поклялся.

Захотелось спать Амирани, лег он и заснул. Проснулся Амирани, увидел оленей и спросил, как их поймали. Как решил, так и сделал. Узнал Кеклуц, отец Кету, про то, собрал все свои войска и в три ряда окружил башню. Увидел Амирани войска, не понравилось ему это. Приказал он Усиби выйти воевать с войском. Запомнил все Амирани, вышел к войскам, перебил всех, кто еще после Усиби и Бадри в живых остался, подошел к Кеклуц-царю.

Не было на свете никого, кто бы мог выдержать бой с ним, — всех врагов победил и истребил Амирани. Даже с Богом воевал Амирани, три раза нарушал клятву Христом и многое другое совершил.

ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ СМЕРТЬ

Целый год Амирани и Курша тянут цепи и тащат тяжелый железный столб наверх. В наказанье за то, что он погубил много туров, бог приковал его вместе с Амирани. Постель Курши, постель его — Перина и одеяла.

ПРЕДИСЛОВИЕ И ПОЯСНЕНИЯ К ТЕКСТУ ЛЕГЕНДЫ. Сказ о Бадри и Усипи помнить будете всегда. Жил один человек, по имени Сулкалмахи, имел он трех сыновей: старшего — Бадри, среднего — Усипи и младшего — Амирани. Она очень любила своего младшего сына, и поэтому его звали сыном Дареджан. Сулкалмахи был стар и боялся, что после его смерти некому будет растить Амирани.

Богиня Дали обладает и свойствами злого духа; в некоторых низменных районах она известна под названием Али (ср. с русалкой и лешим — персонажами русского фольклора). В эпосе об Амирани имя Дарджелани часто трансформируется в имя Дареджани под влиянием героической повести «Амиран-Дареджаниани» Мосе Хонели (XII в.) и поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.

Этого Куршу, который привязан вместе с Амирани, нашел все же один охотник, и вырастил. Обрадовался Иаман, что и Амирани и его сыновья вернулись домой победителями. После этого все дэвово добро осталось Амирани и его товарищам. Потом уложи его в колыбель, отнеси с колыбелью к реке Иамана и оставь на берегу.

Читайте еще:

И еще интересно: